www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Нагревание и охлаждение 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 [ 60 ] 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

ристики достаточно установить cos ф lt; 0,2. Поэтому при испытании генераторов небольшой мощности в качестве нагрузки иногда используются реактивные катушки с переменной индуктивностью, имеющие относительно небольшие потери.

На рис. 4-37,а представлена индукционная нагрузочная характеристика. Ее точка А в соответствии с тем то- ком, для которого она снималась, может быть взята из характеристики короткого замыкания (рис. 4-34). На рнс. 4-37,а, кроме индукционной нагрузочной, изображена также характеристика холостого хода Eq. При помощи этих двух характеристик можно определить, как будет показано, сопротивление и н. с. реакции якоря Fad (в случае явнополюсной машины) или Fa \ъ случае неявнополюсной машины).

Покажем вначале, как может быть построена индукционная нагрузочная характеристика, если известны характеристика холостого хода и катеты реактивного треугольника, т. е. 1х и

Fad или Fa. Для ЭТОГО НуЖНО ПОСТРОИТЬ реактивный треугольник DCA в нижней части характеристики холостого хода (рис. 4-37,а) и передвигать его параллельно самому себе так, чтобы вершина С скользила по характе-

ристике холостого хода; тогда вершина А опишет искомую характеристику. Для того чтобы убедиться, что точки полученной таким образом характеристики действительно дают напряжения генератора при его работе с со5ф=0, рассмотрим построенные для этого случая диаграммы явнополюсной и не-, явнополюсной машин (рис. 4-37,5 и в).

Для диаграммы явнополюсной машины, если пренебречь активным сопротивлением обмотки статора, получим:

D,A,F- OD, = F

0A2 = F; BF=Ix A,F = Ix,

/rf = /, так как 9 = ф=

лГд, а следовательно, и х сопротивлений по продольной оси при условном учете насыщения , для диаграммы неявнополюсной машины

здесь значения

D,D,=U\ D,C, = Ix;, D,C,E,

D,A,=F; OD., = F,; OA, = F.

Теперь покажем, как по характеристикам холостого хода и индукционной


ш V} I- or

j4 6)

Рис. 4-37. Индукционная нагрузочная характеристика и определение сторон ре-

акг.чвного треугольника.



нагрузочной, снятым опытным путем, определяются и F или f J.

Из предыдущего следует, что если треугольник ОСА передвигать параллельно самому себе так, чтобы вершина А скользила по нагрузочной характеристике, то вершина С будет скользить по характеристике холостого хода. В верхней части характеристик этот треугольник займет положение О,С,Л, (рис. 4-37,а). Отсюда вытекает метод определения его сторон, т. е. сторон реактивного треугольника. Согласно этому методу проведем через точку Л, линию, параллельную оси абсцисс. На этой линии отложим отрезок Л,0 равный отрезку АО. Если теперь провести через точку 0 линию, параллельную начальной части характеристики холостого хода, то получим точку С,. Опустив из точки С, перпендикуляр на линию OAi, найдем искомый реактивный треугольник Dfi,Ai.

Приведенный метод определения сторон реактивного треугольника несколько неточен. В действительности нагрузочная характеристика, снятая опытным путем (пунктирная кривая на рис. 4-37,а), при больших насыщениях полюсов и ярма ротора пойдет несколько ниже, чем нагрузочная характеристики, построенная при помощи реактивного треугольника (сплошная кривая на рис. 4-37,а) Расхождение кривых объясняется тем, что при больших насыщениях полюсов и ярма ротора поток рассеяния обмотки возбуждения заметным образом повышает их магнитные напряжения, ничтожно малые при слабых насыщениях (например, прн коротком замыкании). При нагрузке поток полюсов и ярма ротора слагается нз потока, соответствующего э. д. с. (или j), и потока рассеяния обмотки возбуждения, созданного н. с. Fg, а не н. с. F (или Ff), как это принимается при расчете )арактеристнки холостсгэ хода. Расхождение опытной и расчетной характеристик обычно невелико для нормальных машин: все же- сопротивление, найденное по указанному методу, несколько отличается от сопротивления рассеяния х, поэтому его иногда называют

индуктивным сопротивлением Потье и обозначают через х.

Для неявнополюсных машин получается обычно близким к х. Для явнополюсных ма-шЦн лг, :5;(1,1-f-1,3) j:, если определение

производится при напряжении AiA, = U

(рис. 4-37,а). Вообще же х заметным образом

зависит от выбора точки А, на нагрузочной :{арактеристике.

Можно также приближенно найти стороны реактивного треугольника, если перенести (при по.мощи прозрач-


Рис. 4-38. Регулировочные .характеристики.

НОЙ бумаги) нагрузочную характеристику так, чтобы возможно большая нижняя часть ее совпала с характеристикой холостого хода. Тогда точка Л должна попасть в точку С.

м) Регулировочные характеристики. Регулировочные характеристики /в = /(/) при f/=const и cosip=const представлены на рис. 4-38. Они показывают, как нужно изменять возбуждение, чтобы при изменении тока нагрузки и сохранении созф = = const напряжение на зажимах генератора оставалось постоянным.

Регулировочные характеристики могут быть сняты опытным путем или найдены при помощи векторных диаграмм, если известны характеристика холостого хода и параметры: Jc, Хц ( laquo;ненасыщенное raquo; значение), Xq. В последнем случае приходится строить ряд диаграмм для различных значений тока / при одних и тех же заданных напряжении U и созф.

Покажем на конкретных примерах, как производится построение диаграмм иеявнополюсного и явнополюсного генераторов для определения тока возбуждения при заданной нагрузке: U, /, cos ф. Для примеров возьмем турбогенератор (т) и гидрогенератор (г) и будем пользоваться при построении диаграмм laquo;нормальными raquo; характеристиками холостого хода в относительных единицах (рис. 4-39):

здесь

/ =

где - ток возбуждения, соответствующий номинальному напряжению при холостом ходе. Эти характеристики построены на рис. 4-39 по данным табл. 4-2.




0.Z o.i as 0.8 t.o a lu

1.8 2.0 2.2 2.i 2.6 2.8 3.0[ 3.2 3.it

Рис. 4-39. Характеристики холостого хода турбогенераторов (т) и гидрогенератора (г) (к построению векторных диаграмм на рис. 4-40 и 4-41).

Характеристики холостого хода современных турбогенераторов и гидрогенераторов в относительных единицах мало отличаются or нормальных характеристик, построенных по табл. 4-2, где приведены усредненные значе-


ния по данным :-!гпытанл,ч многих машлн. Прн приближенных расчетах ими можно пользоваться, если нет данных действительных характеристик холостого хода.

Векторные диаграммы будем строить также для величин в относительных единицах;

Они представлены на рис. 4-40 и 4-41, где (;*= 1, /*= 1 и cos lt;p = 0,8.

На рис. 4-39 показано, как по данным значениям I*x*aiy) для турбогенератора и l*x* для гидрогенератора определяются соответствую-uine и. с. * / v. Здесь /= * ,

продольная н. с. якоря при ф = -о- .

Продольная н. с. реакции якоря при значении угла ф, найденном по диаграмме рис. 4-41, есть:

100мм -

Рис. 4-40. Диаграмма турбогенератора: 25 000 кет (31 250 кед); 6 300 в; 2 870 а; cos у = = 0,8; 3 ООО о61мш: г\ = 0.00225: х\ = 0,11;

1,88 (=jc); лг* = 1,75 (из характеристики холостого хода для в(т) -б; 0(т)=

sill ф.

н) Внешние характеристики. Внешние характеристики U=f(l) прн /B = const и со5ф = соп81 представ-лены на рис. 4-42. Их обычно снимают.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 [ 60 ] 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92