![]() |
www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе |
Динамо-машины Нагревание и охлаждение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92
Так как при пуске (s =1) Z, =Z2 = (сопротивлению короткого замыкания симметричной машины), то будем иметь:
kZ -\- Z
О = / (U, - и,) -~-, (3-225)
где О ==0 = 0, +и,.
Из предыдущего определяем (/, и /j:
... Lf (
feZ
i-f/
4Tot/r = i/,t/ и t/5 = (/,L2, ((/ векторы, сопряженные с t/, и Уг);
g2 / 1
+*+ -l-2g(cosa-- sina е- -f 2g cos с -f
t2 = -rX
\ . (3-226) I Ч- -f -fr-f 2g (cos c-f-- sin
Полученные уравнения позволяют выяснить, при каком значении Z для данного k будет создаваться максимальный начальный пусковой момент.
Введем в (3-226) обозначения: Z = ze и Zj( = ze ; после этого получим:
t/, - 2
Далее обозначим g =
(3-227) полагая g пере-
менным, но ПР этом будем считать постоянным: например, если в фазу b включается активное сопротивление, то if2=0= const, если п
конденсатор, то = --g- =const. При включении в фазу b реактивной катушки также бу-
дем считать, что для нее -j- = tg lt;f = const.
При g = О внешнее сопротивление 2 = 0, чему соответствует непосредственное приключение фазы b к сети. Согласно (3-227) в этом случае модули 0 и 0 равны между собой (u =
= 2 = у=- при k
:= и.
следовательно, мо-
менты от прямого и обратного полей одинаковы и
При g = оо, Z = оо фаза b разомкнута и машина превращается в однофазную, не создающую никакого момента в начале пуска. Для этого случая U, =i/2 = f/2.
Найдем теперь, при каком значении g момент уИз будет максимальным. Для этого
надо определить максимум функции [У-[/2 =
= / (g), так как М пропорционален l/f -
- и. Преобразуем уравнения (3-227), подстав-
ляя в них -=g и tf- gt;f - а а учитывая.
k -f 2g cos а -f
(3228)
Отсюда получим:
Sin а
fe-f 2gcosa -f-l- (3-229)
Согласно условию
величина
С/, - С/з будет максимальной при g ~ к, т. е. при Z = kz.
Таким образом, мы нашли, что для любой машины прн ее пуске в ход с использованием вспомогательной фазы максимальный момент М ач..ч получается в том случае, если абсолютное значение активного, индуктивного или емкостного сопротивления, включаемого во вспо могательную фазу, для данного ft равно ftz
Обозначим через Mg начальный вращающий момент, развиваемый машиной, если к ней подводится симметричная двухфагн 1Я система напряжений (7; -jU или если tts 1, 0; -jkU: тогда при g= к будем иметь:
2й (! -f cos а)
М а
(3-230)
нач.м зависит от а = у, - у. Очевидно, при ЧгЧк момент Mg = 0. В обычных случаях близкие к этому условия получились бы при включении во вспомогательную фазу реактивной катушки. Однако для очень малых двигателей при cos If 1 gt; 0,60,7 она может найти себе применение, если требуется небольшой
При активно.м пусковом сопротивлении 2=0. В этом случае при g=k получи.м;
sin(- lt;pj
нач.м -g 2ft [ I -f cos (- cp)]
e 2fe(l -fcosyJ 2k
При = 1 в идеальном случае, когд4 у= = 90 deg;, мы получили бы уИ ач. = 0,5уИ но в обычных случаях при k= 1 Л ач.м ( ~ 0,4) М . Можно увеличить М
за счет
уменьшения k = -т- . Однако при этом мо-
жет получиться чрезмерный ток во вспомб гательной фазе (следовательно, и начальный пусковой ток из сети / = I / lt;, - /(,1. что видно из выражения для при g = k, которое выводится из приведенных ранее уравнений:
z2k( \ - cos у) I
-а 2А;2(1 - cos lt;f)
Обычно пусковое сопротивление RQ,bz, Пуск через активное сопротивление на практике применяется довольно часто. При этом во многих случаях двигатели имеют вспомогательную обмотку, выполненную из провода повышенного сопро н -ления (тонкий медный провод, стальной или латунный провод), что исключает необходимость включать в нее внешнее сопротивление R.
При конденсаторном пуске f = - -g-
(рис. 3-93, в), Если по (3-230) рассчитать максимальный начальный момент для обычных значений f, то можно видеть, что его значение получается очень большим: например, для cosip; = 0,3 (у = 72,5 deg;) при k-\ он будет равен:
- м АА -sin (-162,5 deg;)
g 2[1 -f cos(- 162,5 deg;)] 0,3
= З.ЗЗуИ.
8 2 (1-0,955)
Однако такой большой момент получается при чрезмерном напряжении (У, на вспомогательной фазе. Действительно, согласно (3-218) и (3-227) при k = \ и, следовательно, g = I имеем:
или абсолютное значение (с учетом равенст-
ва и,=
2(1 -f cosa)
ЧТО для приведенного примера дает:
V2(I -0,955)
= 3,33t/.
Напряжение Иь имеет недопустимое значение. , Оно создало бы слишком сильное насыш,ение стальных участков магнитной цепи машины и очень большой ток в обмотке Ь, который привел бы к ее повреждению. Это следует иметь В виду при выборе емкости пускового конденсатора.
Обычно при конденсаторном пуске стремятся получить AfHa4 = Afi. Для этого надэ иметь симметричную двухфазную систему напряжений на зажимах обмоток а и 6 (см. следующий п. laquo;г raquo;).
г) Конденсаторные дтгателй
Наличие конденсатора во вспомогательной обмотке не только улучшает пусковые характеристики однофазного двигателя, но может также значительно улучшить его рабочие характеристики (к. п. д. и cos ф) и повысить его использование.
Однофазные двигатели, работающие с постоянно включенным во вспомогательную обмотку конденсатором, называются конденсаторными. Конденсатор в этом случае называется рабочим. Если вспомогательная обмотка вместе с конденсатором используется только во время пуска двигателя, то его называют двигателем с конденсаторным пуском. В последующем рассматриваются вопросы, касающиеся выбора емкостей пускового и рабочего конденсаторов.
Напишем уравнения напряжений конденсаторного двигателя (см. рис. 3-93,в):
(3-231)
Используя (3-218) и (3-219), получим:
-U-ik (й, -и,)--\- (/, - /,) х.
(3-232)
Если теперь в уравнение (3-232) подставить известные равенства (7 = (7, -f 7, = = /,2j, и t/j = /asa . то оно принимает еле -дующий вид:
0=/,
+ 1г
(3-233 gt;
Для получения кругового вращающегося поля необходимо, чтобы напряжение, а, следовательно, и ток обратной последовательности были равны нулю. Учитывая это условие (1, - = 0), из (3-233) имеем:
= 0.
(3-234 gt;
Комплексное выражение (3-234) будет равно нулю только в том случае, если будут равны нулю его мнимая и вещественная части каждая отдельно. Поэтому при замене = = Tj, -f /Xj, получим:
xc = kr + kx =x (I -f k). (3-235)
Приведенное равенство показывает, что k должно равняться xjr - tg tf, чтобы получилось круговое вращающееся поле. Но при этом емкостное сопротивление х не может
Рис 3-95. Схемы включения однофазного двигателя с конденсатором во вспомогательной обмотке, а-двигатель с пусковым конденсатором; б-двнгагель с рабочим конденса-тороч; в-двигатель с двумя конденсаторами; механические характеристики: У -двигателя без вспомогательной обмотки; г -двигателя с конденсаторным пуском; 3-двигателя с рабочим конденсатором; 4 - двигателя с двугия конденсаторами (пунктирная прямая соответствует номинальному моменту М).
выбираться произвольно, так как оно должно удовлетворять равенству
[Хс = х (I -f k) = х (I -f tg= у,) = .
Следовательно, оба равенства (3-235) должны удовлетворяться одновременно.
Чтобы пояснить указанные условия, обратимся к примеру. Допустим, что круговое вращающееся поле должно получиться при пуске двигателя (при s = I), имеющего cos = 0,4.
Тогда k = -- = tg у = 2,3; следовательно, к
эффективное число витков фазы b должно быть в 2,3 раза больше, чем фа.зы а, но круговое вращающееся поле получится только при х. =
Если необходимо определить k а Х(, для получения кругового вращающегося поля при работе того же двигателя с некоторой нагрузкой (например, при s = 0,06), то сначала надо найти cosy соответствующий этой нагрузке (расчетом или по круговой диаграмме двухфаз-
Рис. 3-96 Диаграмма напряжений и токов конденсаторного двигателя при работе с круговым вращающимся поле.м.
ного симметричного двигателя). Примем cosy,= = 0,75 при S = 0,06. Тогда k = лг, /г, = = tg у, = 0,88 и Xf = Xj, /cos у, = 1,78Xj т. е. Wf,kfi должно составлять 88Уо wk, а сопротивление конденсатора должно быть в 1,78 раза больше индуктивного сопротивления двигателя при S = 0,06.
Следовательно, если выбираются значения k и Хс для создания наиболее благоприятных условий при работе двигателя с нагрузкой, то при пуске уже не будет получаться круговое поле и Л1,ач будет относительно небольшим (рис. 3-95,6). Иногда для конденсаторного двигателя выбираются промежуточные значения k и Хс, чтобы иметь удовлетворительные пусковые и рабочие характеристики.
Можно получить значительное улучшение и пусковых и рабочих характеристик при применении двух конденсаторов - пускового, отключаемого по достижении некоторой скорости (обычно 70-80% но.минальной), и рабочего, постоянно включенного в фазу b (рис. 3-95,8).
Для решения тех же задач можно обратиться к диаграмме напряжений и токов конденсаторного двигателя, работающего с круговым полем (рис. 3-96).
Из диаграммы имеем:
cosy,
(3-236)
коэффициент М0Н1Н0СТИ (для тока сети /)
cos у = sin 2у,; (3-237)
отношение эффективных чисел витков
И емкость конденсатора
2л/,с; sin у,
= 7 = tgy. (3-238)
(3-239)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 |