www.chms.ru - вывоз мусора в Балашихе 

Динамо-машины  Однотактные усилители 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ]

учитывают laquo;последнего слова raquo; громкоговорителей. Чтобы получить характеристики, снятые по звуковому давлению, то есть оценивающие всю звуковоспроизводящую установку,нужен измерительный микрофон с Милливольтметром (рис. 15, 16). Все акустические измерения обычно проводят в специально оборудованной камере.

Несколько слов об особенностях налаживания двухтактных выходных каскадов. Здесь одна из главных задач - добиться симметрии плеч. Для проверки симметрии можно сетку одной из ламп двухтактного каскада отсоединить от фазоинвертора и подключить к сетке второй лампы. В этом случае при идеальной симметрии выходное напряжение должно быть равно нулю.

Можно было бы еще многое рассказать об особенностях налаживания конкретных схем усилителей, о влиянии тех или иных элементов схемы на качественные показатели. Однако подобный рассказ в большей степени был бы повторением того, что уже известно из предыдущих разделов книги. Ведь налаживание усилителя - это своего рода экзамен, который хотя и является продолжением учебы, но в основном сводится к проверке уже накопленных знаний. Этот экзамен всегда проходит успешно, если поняты и прочувствованы физические основы работы усилителей и принципы построения усилительных схем.

Для подтверждения сказанного приведем несколько примеров.

Включенный усилитель молчит, и в поисках повреждения вы начали проверку режимов ламп. При этом оказалось, что на аноде одной из первых ламп напряжение значительно больше указанного на схеме и равно общему анодному напряжению и в. Таким образом на сопротивлении нагрузки /?j вообще нет падения напряжения, а это в принципе может быть только в двух случаях, если Ra = 0 или если /а=0 ((/ = / /?!).

Вторую причину легко сразу же исключить с помощью омметра. Что же касается отсутствия анодного тока, то оно, в свою очередь, может быть вызвано несколькими причинами: обрывом в анодной цепи (одна из вероятных причин обрыва - повреждение сопротивления), обрывом в катодной цепи, запиранием лампы (например, из-за обрыва в цепи управляющей или экранной сетки), неисправностью самой лампы.

После того как вы мысленно составили laquo;черный список raquo;- перечень возможных повреждений, неисправность в усилительном каскаде легко найти самыми простыми средствами.

Другой пример. При проверке режимов оказалось, что напряжение смещения на катодном сопротивлении равно нулю. Сначала убедитесь, что анодный ток не равен нулю (то есть, что нет повторения предыдущего случая). Проверьте напряжение на аноде - если оно меньше, чем Ub, то, значит, анодный ток есть. Теперь остается единственное предположение: Rk=0. Вероятнее всего, что в этом laquo;виноват raquo; пробитый конденсатор Ск, который даже при исправном Rk накоротко замыкает участок laquo;катод - корпус raquo;.

Наконец, еще пример. При работе со звукоснимателем усилитель развивает нормальную мощность уже при небольщом угле поворота регулятора громкости. Дальнейший поворот регулятора приводит к сильным нелинейным искажениям. Проверяете чувствительность - она оказывается значительно выше нормы и составляет 30-50 мв (должно быть 150-250 мв). Имеющийся запас усиления можно немедленно пустить в дело - создать дополнительные цепи обратной связи, уменьшить сопротивления анодной нагрузки, сопротивления утечки сетки и тем самым несколько расширить частотную характеристику.

При нехватке усиления нужно, наоборот, ослабить обратную связь (лучше всего зашунтировав конденсаторами сопротивления в катодных цепях первых ламп) или, в крайнем случае, повысить сопротивление нагрузки реостатных каскадов.

Заканчивая разговор о самой главной операции - налаживании, хочется сказать несколько ободряющих слов тем, кому придется выполнять ее по второму варианту-без измерительных приборов. Помимо рекомендаций, сделанных несколько раньше, вы можете выполнять почти все операции, для которых нужны измерительные приборы. Низкочастотным генератором для вас будет проигрыватель с хорошей записью большого оркестра, а индикатором выхода - собственное ухо. Конечно, такая замена не является эквивалентной: то, что могут показать приборы, не всегда удается уловить на слух. И все же после хорошей тренировки вы наверняка научитесь замечать даже незначительные подъемы и завалы частотной характеристики усилителя, небольшие изменения коэффициента нелинейных искажений.

Чтобы налаживать усилители и акустические агрегаты на слух, нужно прежде всего иметь слух, нужно чувствовать музыку, не только слушать, но и слышать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Только вы, пожалуйста, не поймите сказанное так, будто музыкальность - это средство, а высококачественная аппарат



тура звуковоспроизведения - это цель. Скорее, все наоборот - мы добиваемся высокой верности воспроизведения, чтобы во всей полноте услышать настоящую музыку.

Понимание музыки, чувство музыки -это одно из самых замечательных человеческих качеств. Вот как образно, как страстно об этом сказал Шекспир:

Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья. Способен на грабеж, измену, хитрость; Темны, как ночь, души его движенья И чувства все угрюмы, как Эреб; Не верь такому.

Стремление к музыке, ощущение гармонии и ритмов заложено в самой человеческой природе и безусловно связано с тем, что человек живет в богатейшем мире звуков. Сама же музыка-это одно из величайших духовных богатств цивилизации. И справедливому распределению этого богатства, приобщению многих миллионов людей к сокровищам музыкальной культуры помогают скромные усилители и радиоузлы, с некоторыми из которых вы познакомились в этой книге.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КНИГИ И СТАТЬИ ПО РАДИОТЕХНИКЕ

1. Н. Арбузов. Музыкальная акустика. М Изд. laquo;Искусство raquo;, 1950.

2. Г. Анфилов. Физика и музыка. М., Детгиз, 1962.

3. А. Дольник. Микрофоны. М., Изд. laquo;Энергия raquo;, 1964 (МРБ, вып. 497).

4. А. Дольник. Громкоговорители. М., Изд. laquo;Энергия raquo;, 1964 (МРБ, вып. 555).

5. А. Дольник, М. Э ф р у с с и. Как сделать установку с хорошим звучанием. М., Изд. ДОСААФ, 1965.

6. И. Жеребцов. Электротехника для радиста. М., Изд. ДОСААФ, 1965.

7. Радиоэлектроники, Учебник для профессионально-технических училищ. М., Трудрезервиздат, 1963.

8. Г. С. Ц ы к и н. Усилители электрических сигналов. М., Госэнергоиздат, 1961 (МРБ, вып. 414).

9. И. X. Геллер. Селеновые выпрямители. М., изд. laquo;Энергия raquo;, 1964. (МРБ, вып. 496).

10. В. Большов. Радиолюбительские усилители низкой частоты. М., Изд. Госэнергоиздат, 1961 (МРБ, вып. 422).

11. В. Костиков. Простой усилитель низкой частоты. Журнал laquo;Радио raquo; № 7 за 1959 год, стр. 49, 50.

12. А. К у 3 ь м е н к о. Высококачественный усилитель низкой частоты. Журнал laquo;Радио raquo; № 5 за 1957 год, стр. 51, 52.

13. В. М о щ а к о в. Двухканальный усилитель. Журнал laquo;Радио raquo; № 5 за 1961 год, стр. 34-36,

14. С. Флейшер. Новое в ламповых радиовещательйых приемниках. М., Госэнергоиздат, 1961 (МРБ, вып. 417).

15. Г. Крылов. Простой усилитель НЧ. Журнал laquo;Радио raquo; № 1 за 1961 год, стр. 53,

16. Г. Крылов. Модернизация простого усилителя НЧ. Журнал laquo;Радио raquo; № 4 за 1961 год, стр. 52.



17. М. Эр л и к. Самодельный ревербератор. Журнал laquo;Радио raquo; № 12 за

1963 год, стр. 46, 47.

18. Е. Риз к ни. Как построить колхозную речевую студию. М., Госэнергоиздат, 1956 (МРБ, вып. 239).

19. В. Борисов. Школьный радиоузел. М., Изд. laquo;Молодая гвардия raquo;, 1959.

20. В. К. Л а бут ни. Книга радиомастера. М., Изд., laquo;Энергия raquo;, 1965

(МРБ, вып. 543).

21. Справочник начинающего радиолюбителя под редакцией Р. М. М а-л и н и н а. М., Изд. laquo;Энергия raquo;, 1965 (МРБ, вып. 581).

22. Справочник радиолюбителя под редакцией А. А. Куликовского. М., Изд. Госэнергоиздат, 1961 (МРБ, вып. 394).

23. Р. С в о р е и ь. Шаг за шагом. От детекторного приемника до супергетеродина. М., Детгиз, 1963.

оглавление

Глава I. ЗВУК

Вы тронули гитарную струну. 4

Звук на анализе .. gt;. .: gt; lt;.......

laquo;Я вас слушаю!.. raquo;.,....,.,..... 26

Изумительная биологическая машина 32

Дирижер взмахнул палочкой , ......... 44

Глава II. БРИГАДА ПЕРЕВОДЧИКОВ

Что такое laquo;плохо raquo;? 62

Все начинается с микрофона 74

Громкоговоритель . а , е ........ laquo; 82

Внимание -ящик! . i laquo; 91

Глава III. ОДНОТАКТНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

Шаг назад , . ... i , ... г 104

Усилитель - каким он должен быть?......... 123

Фильтры и тембры............... 130

Фокусы с фазами , . gt;.......... 40

Музыка в чемодане laquo; 154

Глава IV. ДВУХТАКТНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

А, В и АВ с единицами и двойками 177

Усилительная схема laquo;Тянитолкай raquo; ........... 184

laquo;Кру-гом! raquo; , . ................. 193

От двух до пятидесяти . , . ............ 198

Радиоузлы: вход и выход........, . , , . 204

5 -)- 10 -)- сколько угодно . i 219

Глава V. ВВВ-ВЫСОКАЯ ВЕРНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Поиски и находки i ,. s а s ,.. raquo;.. j -. 231

Оркестр по частям . , . . s . . ,......... 240

Для чего человеку два уха? ,............ 248

Самая ответственная операция . ........... 256



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ]